пятница, 15 июля 2016 г.

Кондор-пушинка, на велотяге через Ла-Манш! (фото+текст)

Невозможное достигнуто
Первые попытки человека летать с помощью собственной мускульной силы (вверху) были обречены на поражение по соображениям аэродинамики. Но в 1977 году Брайан Аллен, работая педалями, пролетел более мили на легком ‘Кондоре-пушинке’, а примерно три года спустя пересек в ‘Альбатросе-пушинке’ пролив Ла-Манш (в центре). В 1988 году Канеллос Канеллопулос пролетел на педальном ’Дедале-88" (внизу) в три с лишним раза большее расстояние: семьдесят две мили над Эгейским морем.
На протяжении более чем тысячи лет потенциальные авиаторы пристегивались к крыльям примитивной конструкции и прыгали со стен замков, с башен и утесов. Иные разбивались насмерть, другие, более удачливые, отделывались страданиями от переломанных костей и разбитых надежд.

Ни имитаторы птиц, ни современные им ученые не сознавали, что человеческие мускулы слишком слабы и не могут поддерживать ритмичные взмахи крыла и что неуклюжего механического махания недостаточно для подъема человека в воздух. Даже научный гений пятнадцатого столетия Леонардо да Винчи, который уделял много времени и усилий проблеме
человеческого полета, ошибочно полагал, что искусственные крылья летательного аппарата могут совершать махательные движения.

Примерно в течение 500 лет продолжительный полет человека за счет силы собственных мышц оставался заманчивой и трудное задачей, и даже в наше время некоторые рисковые души не захотели отвергнуть эту идею. В 1959 году английский промышленник Генри Кремер учредил приз в 5000 фунтов стерлингов за первый приводимый в движение человеком летательный аппарат, который совершит непрерывный полет по замкнутому маршруту. Последний определило английское Королевское общество аэронавтики; от претендентов требовалось пролететь по восьмерке обогнув два отстоящие на милю друг от друга пилона (больших столба) и, кроме того, пересечь линии старта и финиша на высоте не менее десяти футов. Попытки многих заявленных участников из Англии,Германии, Австрии и Японии завершились неудачей, и в 1973 году приз Кремера увеличен до 50 000 фунтов стерлингов (что тогда было эквивалентно примерно 125 500 долларов).

Кондор-пушинка
23 августа 1977 года американский велогонщик Брайан Аллен, весивший 61 килограмм (135 фунтов), наконец, преодолел этот маршрут, управляя самолетом, вес которого составлял лишь половину веса авиатора. Лихорадочно крутя педали "Кондора-пушинки" — хрупкого, неуклюжего на вид самолета с размахом крыла в девяносто шесть футов, — Аллен несся к победе над полевым аэродромом в Шафтере, штат Калифорния. Создателем сверхлегкого самолета был инженер-авиаконструктор и международный чемпион по планеризму Пол Мак-Риди. Он и получил приз и вошел в историю авиации своим мастерски сработанным самолетом, построенным в основном из тонкого прозрачного пластика, гофрированного картона, алюминиевых труб и рояльных струн. Две велосипедного типа педали, которые располагались перед сиденьем пилота, соединялись с приводимым в движение цепью пропеллером, находившимся позади самолета. Мак-Риди назвал свой “Кондор" "сляпанным на скорую руку чудовищем оптимально эфемерной конструкции".

Около трех лет спустя второй летательный аппарат, сконструированный Мак-Риди, завоевал второй приз Кремера, пообещавшего 100 000 фунтов стерлингов тому, кто перелетит пролив Ла-Манш на самолете, приводимом в движение силой человеческих мыши. И снова мускульную силу обеспечивал двадцатишестилетний Аллен. В течение двух часов сорока пяти минут он отчаянно крутил педали "Альбатроса-пушинки", покрыв 22,5 мили от юго-восточного побережья Англии до мыса Гри Нез во Франции. Приземлившись на пляже, Аллен прокомментировал полет: "В такой машине невелика доблесть управиться со стихиями”.
полёт на велотяге через Ла-Манш
Альбатрос-пушинка
В 1988 году чемпион-велогонщик и бригада конструкторов из Массачусетского технологического института (МТИ) попытались повторить мифологический полет, основанный на мускульной силе человека, — полет Дедала, легендарного греческого архитектора, который, согласно мифу, перелетел на сделанных из воска и перьев крыльях с Крита на Эгейский остров Санторин (согласно тому же мифу, сын Дедала, Икар, летел слишком близко к солнцу — оно расплавило скреплявший крылья воск, и Икар упал и утонул в море). 23 апреля бригада МТИ в составе сорока человек наблюдала, как воспаряет к успеху плод их трехлетних усилий, обошедшийся в миллион долларов: "Дедал-88" весом в 68,5 фунта с длиной паутинно-тонкого крыла 112 футов вновь пролетел древним путем.

Его пилот, Канеллос Канеллопулос,четырнадцатикратный чемпион Греции по велоспорту, был хорошо подготовлен к изнурительной работе педалями на протяжении 72 миль. Его предполетная диета состояла из богатых углеводами продуктов с низким содержанием животных жиров и энергетической ценностью 7000 калорий. За семь месяцев строгого тренировочного режима он проехал более 10 000 миль -подчас проезжая 100 миль в день, — и в основном в гору. Он весьма подходил и по данным кислородного обмена: количество кислорода, усваиваемого его телом, вдвое превышало средний показатель.
Дедал-88
‘Дедал-88’ весил так мало потому, что был изготовлен главным образом из легкого материала, называемого графито-эпоксидным композитом, который мог выдерживать более высокие напряжения, чем алюминий и подобные легкие материалы.

Канеллопулос пролетел на “Дедале-88" рекордных три часа пятьдесят четыре минуты. Условия полета были превосходными, если не считать сильного встречного ветра, налетевшего, когда самолет готовился к посадке. Всего в тридцати футах от берега лонжерон хвостовой фермы разлетелся на куски, и самолет мягко приводнился; пилот пронырнул сквозь тонкое пластиковое покрытие крыла и благополучно вынырнул.

Хотя такие полеты и продемонстрировали, что человек может летать, используя собственную мускульную силу, они же показали, что это дано не каждому. И даже самая совершенная конструкция летательного аппарата не сможет преодолеть неизбежного истощения соответствующего источника энергии — мышц тела пилота. Человеческие мышцы, в отличие от мышц птиц, быстро исчерпывают свои возможности.
K. Kanellopoulos Greece Daedalus 88.

Источник:

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Тоннель под Ла-Маншем.




Комментариев нет:

Отправить комментарий